Аннотация
Аннотация
Введение. Дорожный травматизм, является большой проблемой общественного здравоохранения, из-за высокой смертности и инвалидизации. Экономическое бремя, связанное с потерей трудоспособности,
приводит не только к большим расходом систем здравоохранения, но и длительным финансовым потерям семей. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире, погибает 1,3 миллиона человек, и более 90% смертей приходится на страны с низким и средним доходом. Эта проблема, актуальна и для Кыргызстана, в связи с постоянно возрастающим уровнем автомобилизации, урбанизации и недостаточным стандартам безопасности дорожного движения. Целью настоящего исследования явилась оценка гендерно-возрастных особенностей смертности от дорожно-транспортного травматизма в
период с 2019 по 2023 годы Материалы и методы. В качестве источника информации, использовались данные отчетной формы С51 «Распределение умерших по полу и возрастным группам и причинам смерти» и показатели численности постоянного населения г. Бишкек по полу и возрастным группам, за
2019- 2023 годы Национального статистического комитета при Президенте Кыргызской Республики (НСК). Расчеты проводились по кодам МКБ- 10 пересмотра V00-V99 «Транспортные несчастные случаи».
Возрастные группы по каждому полу, распределены с шагом в 5 лет. Статистическая обработка данных, эпидемиологический анализ и визуализация, проводились в программном обеспечении Microsof Результаты. По данным Национального статистического комитета, в период 2019-2023 гг., в г. Бишкек, в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) погибло 566 человек, из них, 179 женщин и 368 мужчин.
Из общего числа умерших от дорожных травм, доля людей трудоспособного возраста (16-64 года), составила, в среднем за 5 лет: среди женщин 68%, среди мужчин 76,8%. Уровни смертности возрастали, с
увеличением возраста, в обеих возрастных группах. Среди мужчин, уровни смертности повышались более интенсивно, начиная с подросткового возраста. Люди, старше 70 лет, имели больше риска погибнуть от дорожных травм, чем в других возрастных группах, особенно среди мужчин -169,5 на 100 000 населения в 2022 году. Анализ по годам показал снижение смертности в 2020 году, что связано со снижением общей активности населения в период пандемии Ковид 19, с последующим ростом в 2021-2023 годах.
Выводы. Основная нагрузка смертности от ДТП в Бишкеке приходится на мужчин трудоспособного возраста и пожилых людей обоих полов. Мужчины подвержены более высокому риску гибели от ДТП, что
может быть связано с поведенческими факторами и гендерными стереотипами в стиле вождения. Установленные тенденции подчеркивают необходимость разработки гендерно- и возрастно-ориентированных
профилактических программ, направленных на снижение уровня смертности от дорожно-транспортных происшествий.